24.07.2019 в 04:24
Пишет
Клятый_Вомпэр:
Сайтё и Кукай
Раз обещал, буду писать. Итак, представьте себе ранний Хэйан. Школы буддизма в глубоком упадке, правда, монахи считают, что наоборот - все круто, потому что есть деньги. И тут появляются две личности, переворачивающие все с ног на голову. На самом деле, и одного бы хватило, а их было целых двое. Первый - Сайтё, он же Денгьё Дайси, основатель (по его мнению - просто передатель из Китая) школы Тендай. Второй - Кукай, он же Кобо-дайси, основатель (и точка, он ее сам, все сам) школы Сингон. В популярной культуре их часто изображают как полные противоположности - этакая няшка-ромашка Сайтё и датый на бошку маньяк Кукай. На самом деле, конечно, все было гораздо сложнее. Кукай был очень рационально мыслящим товарищем, а маньяка включал только когда можно или когда нужно. Сайтё же при его бесспорных скромности и трепетности пер вперед с изяществом белого слона с шестью бивнями. Но что есть, то есть - ИМХО, они были таки полными противоположностями.
Но давайте начнем сначала.Но давайте начнем сначала. Лучше всего - с Сайтё, потому что он старше.
Сайтё родился в хорошей аристократической семье, по слухам, происходившей аж из одного из китайских императорских домов, и уверенно топающей по религиозной стезе. У юного Сайтё было все и даже немного больше - головокружительная карьера столичного священника ему была обеспечена. В 19 лет Сайтё получает полное посвящение в главном храме страны, Тодайдзи и... через пару месяцев по непонятным причинам уходит в горы. По всей видимости, реальная жизнь тогдашних монахов очень сильно отличалась от того, что себе нафантазировал торкнутый юноша. Может, на этом бы и кончилась история Сайтё (многие монахи того времени исчезали из нашего поля зрения после переезда в горы), но Сайтё обладал одним важным талантом, причем, по всей видимости, природным - он нравился людям. Особенно придворным людям, которым сильно надоели обнаглевшие столичные монахи. В результате когда столицу перенесли из Нары в Киото, поближе к горе Хиэй, на которой проживал Сайтё, его придворные друзья устроили Сайтё встречу с самим императором Камму. Камму, который явно не привык к тому, что человек, пришедший к нему говорить о буддизме, говорит с ним о буддизме, а не о бабле и внутрихрамовых дрязгах, проникся священником настолько, что в конце концов предложил ему съездить в Китай. Типа, что ж ты такой замечательный, а в Китае не был. Так Сайтё поплыл в Китай.
В Китай Сайтё поплыл с длиннющим списком текстов, которые ему и всей Японии позарез нужны. Собственно, вся его экспедиция в основном была посвящена добыванию текстов. Он хватался за все подряд, от комментариев к Лотосовой Сутре до Чань-буддизма, а потом еще по дороге в Японию успел каким-то не совсем понятным путем добраться до эзотерической традиции и получить парочку посвящений от случайно встреченного им учителя Тантры Шу-ся. Понятное дело, на посещение столицы его уже просто не хватило, и современники еще долго издевались над ним, интересуясь, как же так получилось, что монах съездил в Китай за Дхармой, а столичные монастыри посетить забыл.
И здесь мы ненадолго оставим Сайтё, чтобы рассказать о том, кто плыл в Китай вместе с ним на соседнем корабле. А плыл с ним молодой монах по имени Кукай.
В отличие от Сайтё, у Кукая не было ничего. Историки буддизма постоянно спорят на тему того, как ему вообще удалось все то, чего он добился. Родился Кукай в аристократической (понятное дело) семье, которая потихонечку-полегонечку впадала в опалу и к пятнадцати Кукаевым годам осталась на бобах. Тем не менее, Кукай умудрился поступить в университет, дабы стать чиновником. Такая карьера давала ему хоть какой-то шанс на приличную жизнь, но Кукаю не понравилось конфуцианство. Зато понравился буддизм. В результате он все бросил и поступил так, как, по его мнению, должен был поступить любой себя уважающий монах - ушел в горы. Так как он вообще не принимал официального пострига, это означало конфликт с законом, но Кукая такие мелочи на тот момент не волновали. Во время своих странствий по горам он умудрился опубликовать свое первое сочинение. Тут начинаются загадки, потому что сочинение было наполнено таким количеством отсылок к буддистским, конфуцианским и даосским текстам, что возникает закономерный вопрос - где он эти тексты вообще брал? Конечно, он мог их все прочитать за время своей учебы в университете, но кто-то должен был ему поставлять тексты, не предназначенные для широкой публики. Исследователи сходятся во мнении, что этим кем-то был весьма известный в то время монах Гондзо, который, скорее всего, и подсадил юношу на буддизм.
Долгое время Кукая все устраивало, но потом случилось страшное - он не понял сутру. Что неудивительно - речь идет о сутре Махавайрочана Тантра, которая на тот момент была недопереведена с санскрита. В общем, ее никто в Японии толком не понимал, но только Кукая это безумно расстраивало, а может даже и бесило. Настолько, что он решил непременно сплавать в Китай и разобраться в сутре.
Дальше опять начинаются загадки, потому что Кукай каким-то непостижимым образом оказался в числе членов спонсируемой государством экспедиции в Китай, вместе с уже знакомым нам Сайтё. Напоминаю - он был вне закона. Скорее всего, помог кто-то из его родственников, избежавших опалы, возможно также, что у него были какие-то влиятельные друзья, но, как бы то ни было, до Китая он добрался, как и Сайтё. Два остальных корабля экспедиции были потеряны (интересно, кто плыл на них?).
В Китае Кукай сразу столкнулся с проблемами - ему и его спутникам не позволили сойти с корабля из-за каких-то бюрократических заморочек. Его это не остановило. Он написал письмо аж самому губернатору провинции на чистом китайском, объясняя, что у него тут сутра нечитанная, а его не пускают. Губернатор вошел в положение, и Кукай отправился в столицу. Там он наконец-то получил доступ к переводам Махавайрочаны и успокоился. А потом он встретил Хуэй Го - своего главного учителя. Хуэй Го этот юный торкнутый японец как-то сразу понравился, и в результате он в ускоренном темпе передал Кукаю все свое учение и умер, наказав перед смертью своему любимому ученику как можно скорее вернуться в Японию и основать там нормальную эзотерическую школу. Кукай не спорил.
А вот что там было дальше и как два великих учителя познакомились, подружились и разругались - об этом в следующем выпуске.
URL записи
@темы:
японский,
китайский
Дак мне-то не за что, я просто перепост сделала ))
А за перепост и спасибо!
Аааа))) тогда пожалуйста! Да, прекрасное надо нести в мир ))